Skip links

СПОРЫ С ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: ЧЕМ ПОМОЖЕТ ФИНАНСОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ?

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее –Закон) финансовый уполномоченный имеет право рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.

С 1 июня 2019 года Закон применяется в отношении споров потребителей со страховыми организациями.

С 1 января 2020 года Закон регулирует споры потребителей с микрофинансовыми организациями.

С  1 января 2021 года, в сферу действия Закона попадут споры между потребителями и кредитными организациями, негосударственными пенсионными, ломбардами.

Преимущества рассмотрения споров финансовым уполномоченным:

  • обращение потребителя в электронной форме (ст. 17 ФЗ);
  • не требуется оплаты государственной пошлины и услуг представителей, поскольку доступны рекомендованные стандартные формы заявлений, утвержденных Советом Службы и размещенных на официальном сайте уполномоченного (ст. 18 ФЗ);
  • высока скорость процедуры, заявление должно быть принято к рассмотрению в течении трех дней (ст. 18 Закона) и рассмотрено в течении пятнадцати дней (ст. 20 Закона);
  • форма рассмотрения требования потребителя является заочной, при этом возможно применение системы видео-конференц-связи (ст.20 Закона);
  • решение финансового уполномоченного обладает принудительной исполнительной силой. Через десять дней со дня подписания оно вступает в силу и либо исполняется добровольно, либо по заявлению потребителя ему выдается удостоверение, являющееся основанием для возбуждения исполнительного производства (ст. 12 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) “Об исполнительном производстве” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).

Следует отметить, что обращение к финансовому уполномоченному в случае наличия у потребителя имущественных требований к финансовой организации является обязательным. Потребитель не имеет права обратиться с иском к финансовой организации в суд, миную финансового уполномоченного.

До подачи обращения финансовому уполномоченному потребитель финансовой услуги обязан обратиться в финансовую организацию с претензией. Несоблюдение претензионного порядка является основанием к отказу в рассмотрении обращения потребителя аппаратом уполномоченного (ч. 2 ст. 19 ФЗ).

По сути, деятельность финансового уполномоченного сводится к тому, чтобы взыскать с кредитной, страховой организации денежные суммы, которые должны быть выплачены потребителю, или которые незаконно были с него удержаны.

При обращении к финансовому уполномоченному следует учитывать следующие особенности:

  • если страховая компания непосредственного причинителя вреда ко времени судебного разбирательства была лишена лицензии, ответчиком выступает Российский Союз Автостраховщиков (РСА), требование к которому не может быть рассмотрено во внесудебном порядке, поскольку РСА не включен в реестр или перечень организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным.
  • потребитель не может потребовать компенсации морального вреда и присуждения штрафа за неисполнение своих требований в добровольном порядке (ст.24 Закона). Это возможно только при рассмотрении иска о защите прав потребителей;
  • финансовый уполномоченный рассматривает только споры о взыскании с финансовых организаций денежных сумм, которые должны быть выплачены потребителю или которые незаконно были с него удержаны;
  • финансовый управляющий не рассматривает требования о компенсации морального вреда и присуждения штрафа за неисполнение своих требований в добровольном порядке (ст.24 Закона). Это возможно только при рассмотрении иска о защите прав потребителей.

Комментировать

Имя*

Сайт

Сообщение